Санкт-Петербург

Просто потрясающий опыт американского исследователя Стэнли Милграма

24-05-2008 Автор : Василий Годованный
Сегодня хочу поведать об одном из сумасшедших исследований из проведенных когда-либо исследователями различных стран.Представьте себе, что вы приглашены в секретную лабораторию для участия в опыте добровольцем. К вам быстро подходит уверенный ученый в форме, указывает на человека, который стоит в углу, и говорит: "Нужно умертвить этого человека". Как вы поступите? Я почему-то думаю, сначала вы переспросите его. Ученый еще раз скажет, что суть эксперимента именно в этом, вы не ослышались.Если вы спросите у своих знакомых, что бы они придумали в данном случае, все ответят, что они откажутся и не подумают делать этого. Интересно, что, согласно наблюдениям ученого из Университета Уэльса Стэнли Милгрема, которые он провел в 1960-х годах 20 века, все дело всего лишь в постановке опыта. Практически всех реально заставить совершить пытку, вопрос всего лишь в способе убеждения.В ходе такого исследования ученый повторял подопытным, что с помищью их будет определяться факт наказания на скорость обучения. Первый доброволец (он был "подставной уткой" Милгрема) - далее называемый УЧЕНИК, должен был запоминать иностранные слова попарно, а другой (реальный доброволец "с улицы") - далее УЧИТЕЛЬ - контролировать его "продвижение", называя первое слово из пары. Если ученик дает неточный ответ, учитель должен "наказать" его ударом тока через прикрепленные к ученику электроды.Опыт стартовал. Ученик со временем начал сбиваться, и величина напряжения, которым его "наказывал" учитель, достигла 120 вольт. С этого момента ученик начал вскрикивать и утверждать, что ему очень больно. Чаще всего учитель прекращал опыт и интересовался у исследователя, что делать дальше. Профессор отвечал, что опыт должен продолжаться.Реально же Милграма интересовал не результат обучения, а поведение "учителей", когда им необходимо было выбирать между авторитетом и требованиями Милгрема и страхом причинить мучения ученику. Следующие результаты были неожиданными для профессора. Оказалось, более половины учителей продолжали процесс, даже когда ученик начинал громко кричать "от боли", и почти все испытуемые доходили до крайней отметки шкалы напряжения - 450 вольт! . При этом ученик очень натурально замирал и притворялся мертвым. Это повергало учителей в состояние аффекта, некоторые истерически смеялись и покрывались ледяным потом.Как указал позже Исследователь, такими опытами он хотел доказать, что среднестатистический человек настолько поддается величине авторитетов, что большинство согласны производить под этим влиянием особо мерзкие поступки, не держа в узде свое поведение. Профессор, в частности, вспомнил, что во время Второй мировой войны определенное количество людей помогали завоевателям пытать своих же сограждан, потому что дело всего лишь в авторитете "учителей".От себя заметить, что опыт проводился в штатах, но если бы он был проведен, допустим, в Украине, результаты, думаю, были бы иными. Славяне более привыкли оказывать помощь ближним и безрассудной смелости, чем объясняется сравнительно малое число перебежчиков во время той же самой Второй мировой войны.